Сочинение на тему: «У птиц и у зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу...» (ВАРИАНТ 36)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В письменном отражении разговорной речи наиболее широко используются бессоюзные предложения. Богатство интонаций восполняет отсутствие союзов».

Современный лингвист Ирина Борисовна Голуб утверждает: «В письменном отражении разговорной речи наиболее широко используются бессоюзные предложения. Богатство интонаций восполняет отсутствие союзов». Суть этого высказывания заключена в том, что в бессоюзных предложениях часто используются между частями такие знаки препинания, какточка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки препинания предусматривают более выразительную интонацию, чем запятые перед союзами. 

В тексте Михаила Михайловича Пришвина имеются предложения с бессоюзной связью, например, предложение 2: «…У них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь поменяться – у них каждая порода живёт непременно на своём этаже». В этом предложении есть двоеточие и тире, поэтому, читая его,  обращаем внимание на богатство интонации: перед двоеточием голос понижается, за  ним идет долгая пауза, затем темп ускоряется,  перед тире интонация повышается, потом следует пауза - и идет снижение интонации. 

Бессоюзное предложение в тексте с точкой и запятой № 3: «Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает; у берёзы же кора не падает…» - произносится тоже по-особому. Здесь перед точкой с запятой нужно делать значительное понижение голоса, пауза может быть и не слишком большой.

На этих и других предложениях из текста Пришвина мы убедились, что высказывание лингвиста И.Б. Голуб справедливо: богатство интонации в бессоюзных предложениях, действительно, восполняет отсутствие союзов. 

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков».

В финале текста М.М. Пришвина заключается основная идея всего текста, что нужно обладать определенными знаниями в области дикой природы, уметь разгадывать секреты обитания в ней живых существ, чтобы не причинить им вреда.  

Знание о птичьих «этажах» помогло охотникам исправить свою оплошность, спасти птенцов гаечек, которые чуть не лишились своих родителей. Когда друзья повалили сухую берёзу, в ней было гнездо с птенцами, которое вместе с куском березы оказалось на земле. Прилетевшие гаечки не могли найти своих детишек, они их будто не слышали и не видели, а охотники пытались им помочь. Об этом говорится в предложениях 19-20: «Да вот же они! – показывали мы им гнездо на земле. – Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!». 

Только догадавшись, что у всех птиц свой «этаж», ниже которого они не спускаются, охотники смогли исправить ситуацию. Об этом говорится в предложении 27: «Мы догадались, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут поменяться этажами: им теперь кажется, что весь этаж с их птенцами исчез». Гнездо с малышами подняли на нужную высоту, и гаечки быстро его нашли. 

Именно в финале текста, в предложениях 30-31, отражена важная мысль, что надо хорошо знать природу, вести себя в ней сознательно и осторожно, чтобы не навредить её обитателям. 

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

Сознательность – это способностьпонимать события, происходящие в окружающей жизни, и знать, как следует поступить в той или иной ситуации. Это также способность к самоконтролю и самоанализу.

В тексте Михаила Михайловича Пришвина мы видим пример сознательного отношения к природе. Это очень важно для людей, так как человек является частью природы, и его модель поведения во многом объясняется отношением к ней. 

Герои рассказа, охотники, уронили гнездо гаечек с птенцами наземь, что едва не привело к трагедии. Они поступили доброжелательно: накормили птенцов червями, постарались, чтобы их нашли родители. Но птицы летали, тревожно пищали и гнездо на земле словно не видели. Охотники сначала не понимали, почему так. Но они постарались разобраться в жизни природы, вернуть гаечкам их малышей, водрузив птичье гнездо на обломанную верхушку сухой березы на нужной им высоте. 

Охотники проявили сознательность, сострадание, доброту и смекалку, чтобы спасти птенцов и воссоединить семью гаек. Мы видим, что все эти положительные качества взаимосвязаны. А есть и несознательное отношение к природе – это человеческое равнодушие, глупость, безответственность, жестокость. 

На нашей базе отдыха, расположенной на донском берегу, обитает много различной живности: птицы, жабы, ежи, ящерицы, ужи.  Особенно ее облюбовали ласточки. Судя по конструкции гнезд, здесь живут три разновидности этих птиц: ласточки-береговушки, городские ласточки и сельские ласточки. Отдыхающие: и дети, и взрослые - любуются птицами, слушают их щебетание и всегда помогают ласточкам, если вдруг птенец выпадет из гнезда. Никто из приезжающих не обижает птиц и не разрушает их гнезд.

Можно сказать, что горожане проявляют по отношению к природе сознательность и заботу. А птицы благодарят их за это прекрасным пением.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...