Сочинение на тему «Наконец настал первый экзамен по математике» (Вариант 5)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Салганика: "Форма изложения от первого лица может придать повествованию искренность, исповедальность".

Я прочитал отрывок из трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Это произведение написано от первого лица и носит в значительной степени автобиографический характер.

Повествование от первого лица придает особую искренность повествованию. Например, в предложениях 19 и 20 автор описывает своё потрясение от того, что он не смог сдать экзамен по математике. Описывая своё состояние, ошеломление, стыд, автор добивается того, что мы как бы переживаем сами его ощущения и принимаем их близко к сердцу.

В предложении 28 автор описывает другие переживания своего героя. Теперь Николенька решил твердо следовать правилам, которые сам же для себя придумал. Читая об этом, мы ощущаем его стремление исправиться. Мы так хорошо понимаем героя именно потому, что автор ведёт повествование от первого лица и максимально откровенно раскрывает нам эмоциональное состояние героя.

Повествование от первого лица очень помогает нам понять авторский замысел.

 

9.2 Объясните, как вы понимаете смысл предложения 26 текста: "Я думал, думал и наконец раз поздно вечером, сидя внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва»

Сначала, повалив экзамен, Николенька был склонен обвинять во всём окружающих: преподавателей, родителей и даже Бога. Он считает, что сам он кругом прав и не видит недочётов в собственном поведении. Об этом автор говорит в предложении 21.

Однако в какой-то момент герой произведения вдруг понимает, что он сам не прав, и внезапно вспоминает о правилах, которые когда-то он для себя придумал. В эту минуту ему делается стыдно и за то, что он не следовал собственным правилам, и за то, что в своей неудаче обвинял не самого себя, а других людей или судьбу.

В предложенном в качестве темы предложении автор хочет показать переломный момент в сознании своего героя, то, как от обвинений всех окружающих он перешёл к пониманию своей ответственности за последствия своих поступков.

 

9.3 Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Каждый из нас рано или поздно бывает вынужден совершить в своей жизни какой-то важный выбор. Часто это касается нравственности. Нам нужно решить, как более правильно, морально поступить в той или иной ситуации.

Герой отрывка из трилогии Льва Николаевича Толстого Николенька не сдал экзамен. Сначала он обвиняет в этом всех подряд, не замечая собственной вины, но потом он находит в себе силы и честность признать, что на самом деле в сложившейся ситуации виноват он сам. Это тяжёлый нравственный выбор, ведь очень трудно обвинять самого себя. И всё-таки Николенька сумел его сделать. Тем самым он сделал первый шаг к исправлению своих жизненных ошибок.

Каждому из нас приходится время от времени что-то решать, и часто это бывает очень и очень трудно.

Например, такой выбор стоит перед героиней романа В. Железникова «Чучело». Лена должна принять решение, будет ли она и дальше защищать Димку или признается, что это не она, а он рассказал обо всём классному руководителю. Лена принимает решение взять вину на себя, потому что она чувствует: Димка не сможет выдержать травли. Это очень серьёзный нравственный выбор, на который способен только по-настоящему сильный человек.

Надо стремиться всегда правильно совершать нравственный выбор: брать на себя ответственность и не жалеть самого себя.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...