Правильное направление: итоговое сочинение в декабре 2018 года и его темы

       В этой статье мы расскажем о направлениях, в рамках которых будут формулированы темы итогового сочинения в 2018-2019 учебном году, а также о том, что почитать, пока есть немного времени.

 

       «Отцы и дети»

       В комментариях говорится, что будут предложены темы, охватывающие как конфликтные, так и гармоничные отношения между поколениями. Попробуем предположить, какие могут быть темы.

1. Неизбежен ли конфликт между подростками и их родителями?

2. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» (А. С. Пушкин)

3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

4. Почему возникают конфликты между поколениями?

5. Согласны ли вы с мнением, что «яблоко от яблони недалеко падает»?

6. Как вы понимаете выражение «преемственность поколений»?

7. Возможно ли взаимопонимание между подростками и взрослыми?

 

       Какие произведения можно прочитать или освежить в памяти, готовясь к сочинению по этому направлению?

       Много внимания семейному воспитанию, семейным ценностям уделил Лев Толстой в романе «Война и мир». Есть смысл рассмотреть семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Если надо написать о хорошем влиянии старших на молодежь, то кстати будет сослаться на роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (наказ отца Гринева сыну); если же влияние дурное, задача сложнее. Можно назвать «Подростка» и «Бесов» Ф. М. Достоевского, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

Доброе, душевное отношение к старшему поколению можно встретить в повести А. Алексина «А тем временем где-то…» или в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления».

Напротив, невнимательное, черствое, а то и прямо возмутительное отношение к старикам мы встречаем в повести В. Распутина «Последний срок», рассказах К. Паустовского «Телеграмма» и В. Осеевой «Бабка».

       Можно также обратить внимание на рассказы Р. Брэдбери «Вельд» и «Каникулы», его же роман «Вино из одуванчиков», рассказ Дж. Олдриджа «Последний дюйм», повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».

 

       Мечта и реальность

       Эти понятия не противоположны – они связаны между собой более сложно. Ведь мечта связана с реальностью, но и не является ею. И как мы можем изменять реальность, если нас не будет вести мечта? 

       Тема по данному направлению может охватывать оба понятия в их взаимосвязи, а может касаться лишь одного из них. Темы, которые нам представляются возможными, смотрите ниже:

1. Что такое заветная мечта?

2. Что нужно, чтобы мечта стала реальностью?

3. Как связаны мечта и реальная жизнь?

4. Мечта и реальность – это противоположные понятия или взаимодополняющие?

5. Согласны ли вы с мнением И. А. Крылова, что «мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт Бог весть куда»?

6. Может ли мечта повлиять на реальную жизнь?

7. Реальность создает мечту или мечта – реальность?

       Если тема касается беспочвенных мечтаний, которым не суждено воплотиться в жизнь, то идеальный пример из литературы – Манилов, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Много и бессмысленно мечтают и герои «Ревизора»: Хлестаков в сцене вранья озвучивает свои мечты, как он представляет себе жизнь богатого и влиятельного вельможи; Городничий мечтает о жизни в Петербурге.

       Мечта, которая дает силы бороться и добиваться цели, - тема многих произведений. Например, Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Грин «Алые паруса» и рассказ «Зеленая лампа», В. Каверин «Два капитана» и многие другие, вплоть до детских: В. Крапивин «Гуси, гуси, га-га-га», Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и т.д.

       Конфликт между мечтой и реальностью показан в таких произведениях, как «Гранатовый браслет» А. Куприна, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Чайка» А. П. Чехова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина.

       Тема измены мечте раскрывается в произведениях «Портрет» Н. В. Гоголя, «Ионыч» А. П. Чехова и др.

       Мотив недостойной или преступной мечты, которую не стоило бы реализовывать мы встречаем в повести Н. В. Гоголя «Шинель», в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; в качестве примера, если требуется рассмотреть вопрос именно в таком ракурсе, подойдет и любая антиутопия или близкое к этому жанру произведение: Е. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир», Ф. Искандер «Кролики и удавы», дилогия С. Лукьяненко «Звезды – холодные игрушки» и «Звездная тень» и т.д.

 

       Месть и великодушие

       Это противоположные понятия, следовательно, тема будет затрагивать одно из них или прямо оба как антонимы, но в любом случае идея противопоставления будет актуальна. Например, "Может ли месть быть оправдана?" Речь в теме идет про месть, но пожразумевается, что уместнее может быть проявить великодушие и не мстить.

       Возможные темы:

1. Что такое великодушие?
2. Справедливо ли возмездие?
3. Согласны ли вы с мнением, что тот, кто мстит, наказывает себя?
4. Великодушие и доброта – это одно и то же или нет?
5. Согласны ли вы с пословицей «Око за око, зуб за зуб»?
6. Надо ли прощать врагов?
7. Можно ли простить оскорбление?
8. Правда ли, что месть – удел слабых душ?
9. Может ли быть счастлив человек, посвятивший свою жизнь мести?
10. Великодушие – это сила или слабость?
11. Синонимичны ли понятия «месть» и «возмездие»?

       На тему мести или великодушия написано немало книг.

       Прямо этой теме посвящены произведения:

1. А. Дюма "Граф Монте-Кристо"
2. А. С. Пушкин "Выстрел"
3. М. Ю. Лермонтов "Маскарад"
4. Теме мести и великодушия уделяется внимание и в других книгах. 
5. А. Приставкин "Ночевала тучка золотая..."
6. Дж. Р. Р. Толкин "Властелин колец"
7. Дж. Роулинг "Гарри Поттер"
8. В. Тендряков "Хлеб для собаки"
9. Очень важна эта тема и в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана", хотя рассматривается она в необычном ракурсе.

       Искусство и ремесло

       Направление как бы противопоставляет эти понятия. Но в действительности они не так уж противоположны и в самой теме могут быть даны не как противоположные, а как взаимодополняющие. Ведь ремесло - это, грубо говоря, техника, а искусство - вдохновение. Одно без другого не приведет к успеху. Но ремесло можно понять и как попытку заниматься искусством "без божества, без вдохновенья", только ради денег или из тщеславия. Это, конечно, заслуживает порицания. Но в каком смысле понятие "ремесло" будет рассматриваться в формулировке темы, неизвестно. Надо быть готовым к любому варианту.

       Возможные темы:

1. Чем различаются ремесло и искусство?
2. Может ли существовать искусство без ремесла?
3. Может ли существовать искусство без вдохновения?
4. Кого мы зовем настоящим художником?
5. Истинное искусство – что это?
6. Кого называют ремесленником в искусстве?
7. Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником?

В качестве литературного материала можно рекомендовать любые книги о людях искусства:

1. А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
2. Н. В. Гоголь "Портрет"
3. К. Паустовский "Старый повар", "Золотая роза", "Скрипучие половицы"
4. А. П. Чехов «Чайка»
5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
6. В. Шукшин «Мастер»

       Доброта и жестокость

       Это направление тоже достаточно прозрачно. Объединенные в нем понятия противоположны, а значит годятся любые аргументы, касающиеся того или другого качества. Темы могут касаться одного из этих понятий, но предполагать эту антитезу.

Учитывая, что противоположное - жестокость, можно предположить, что понятие "доброта" будет рассматриваться скорее как "милосердие".

       Возможные темы:

1. Что такое доброта?
2. Какого человека мы называем жестоким?
3. Согласны ли вы с тем, что наивысшая жестокость – это равнодушие?
4. Бывает ли уместна жестокость?
5. Приносит ли доброта счастье?
6. Бывает ли счастлив жестокий человек?
7. Согласны ли вы с тем, что «добро должно быть с кулаками»?
8. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
9. Всегда ли нужна доброта?
10. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
11. Почему люди бывают жестоки по отношению к животным?

       Произведений, посвященных этим понятиям, огромное множество. Приведем лишь несколько примеров.

1. А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
2. Н. В. Гоголь "Шинель"
3. Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"
4. М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
5. А. Приставкин "Ночевала тучка золотая ..."
6. Е. Мурашова "Класс коррекции"

       Какие книги стоит прочитать в первую очередь?

1. Как обычно, один из лидеров - "Мастер и Маргарита". Темы возмездия, «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
2. В. Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана". Темы направлений "Отцы и дети", "Месть и великодушие", "Доброта и жестокость".
3. В. Тендряков "Хлеб для собаки" - "Отцы и дети", "Месть и великодушие", "Доброта и жестокость"
4. Р. Брэдбери "Вельд" - "Отцы и дети", "Доброта и жестокость"
5. Н. В. Гоголь «Портрет» - «Искусство и ремесло», «Мечта и реальность»
6. Дж. Роулинг «Гарри Поттер» - "Отцы и дети", "Месть и великодушие", "Доброта и жестокость"
7. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» - "Месть и великодушие", "Доброта и жестокость", «Мечта и реальность».

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...