Список литературы для подготовки к итоговому сочинению...
Предполагается, что итоговое сочинение проверяет читательскую и общую эрудицию выпускников, их обширные познания в области литературы. Однако не всегда школьники обладают этими достоинствами. А значит, есть смысл получить некоторые дополнительные знания в рамках подготовки к экзамену. Главное правило: лучше знать досконально 5-6 произведений, чем абы как – 20-25. Из многих книг можно взять материал для сочинений по нескольким направлениям, но для этого надо свободно владеть материалом. Если вы не уверены в том, что правильно припомнили автора, произведение и фабулу, лучше об этом вообще не писать. Использовать можно произведения как русской, так и зарубежной литературы. Однако не все школьники могут самостоятельно сделать качественный анализ, им предпочтительно опираться на книгу, которая разбиралась на уроке в школе. «Разум и чувство» Это одна из основных проблем в эпоху классицизма. Так что подходит что угодно из литературы этого периода или несколько позже, когда все эти вопросы подвергались новому осмыслению.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (Лиза действовала по велению чувства, не думая о последствиях, а Эраст, напротив, растоптал любовь ради денег);
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (автор ставит все проблемы, связанные с умом: и какой бывает ум, и важен ли он для счастья, и почему может быть «ум с сердцем не в ладу», и проч.);
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, «кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…» и т.д.)
В. Распутин «Прощание с Матёрой» (вроде как затопление острова необходимо, и кладбище снести надо, и листвень спилить, разумом тут возразить нечего… А сердцем?);
В. Тендряков «Пара гнедых» (любовь к лошадям и необходимость выжить).
«Честь и бесчестие»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (произведение прямо так и посвящено теме чести, так что подходит идеально);
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (можно взять образ Грушницкого, проанализировать его поступки, дуэль);
Л.Н. Толстой «Война и мир» (можно взять образ князя Андрея или Курагиных всех сразу);
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (главная героиня Тамара Ивановна вступается за честь дочери, но также и за честь русского народа).
«Победа и поражение» Это направление может включать в себя темы как про победу, так и про поражение, а еще про то, как поражение становится победой, а победа – поражением. Так что все произведения про нравственное превосходство поверженного врага и т.п. – это то, что надо.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» («Чацкого роль – страдательная.… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров)).
Л.Н. Толстой «Война и мир» (Москву сдали, но люди не сдались и отвоевали победу);
Б. Васильев «В списках не значился» (Николай Плужников сражался с фашистами без надежды на победу и в конце концов вышел и был расстрелян; но разве это можно считать поражением?);
В. Шаламов «Шоковая терапия» (Петр Иванович, который «был врачом в большей степени, чем человеком» победил, разоблачил Мерзлякова – но победа ли это, и для кого?)
«Опыт и ошибки»
А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Борис Годунов расплачивается за убийство царевича Дмитрия, а с ним – и весь народ, все люди, которые «владыкою себе цареубийцу…нарекли»);
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (роковая ошибка Раскольникова, который думал, что убийство вредной и противной старухи пойдет всем на пользу и не ляжет пятном на его совесть);
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (мать ошиблась в Иудушке, но и его жизнь, бессмысленная и бесплодная, - роковая ошибка);
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров сумел осознать свою ошибку);
.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (вся жизнь героя – большая ошибка: он не нашел ни счастья, ни радости);
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (цена ошибки – человеческие жизни).
«Дружба и вражда»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский);
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин);
И.А. Гончаров «Обломов» (Обломов и Штольц);
Дж. Боуэн «Уличный кот по имени Боб» (дружеские чувства к коту спасли молодого человека от наркомании).
Привлекая материал, будьте осторожны с комментариями, особенно высказывая оценочные суждения об авторах и произведениях. Если столь долгое время писатель и его книги нравятся многим людям, наверное, они не так уж плохи, а неаргументированные негативные высказывания рискуют настроить против вас экзаменатора и быть расценены как этическая ошибка.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.