Структура итогового сочинения...Итоговое сочинение представляет собой сочинение-рассуждение и строится по стандартному для этого жанра плану. В первом абзаце выпускник высказывает тезис, который может представлять собой перефразированную тему или, если тема сформулирована в виде вопроса, утверждение. Начать можно с процитированной или перефразированной формулировки темы. Многим нравится начало в форме риторического вопроса. Это придает работе живость и подчеркнуто личное звучание. Например, тема «Береги честь смолоду». Возможные начала: В основной части выпускник приводит 2-3 доказательства своей мысли (скажем, в нашем примере это могут быть доказательства того, что честь очень важна, без нее человек оказывается в ситуации нравственного вакуума, а значит, она не может устареть). Необходимо привести примеры из книг, так как сочинение все-таки по литературе. Один пример можно взять из какой-нибудь подходящей биографии, но если ничего такого в голову не приходит, то не надо придумывать, лучше взять то, что точно знаете: изученное на уроке произведение. Не оговорено, сколько произведений надо привлечь, но аргументов должно быть не менее двух. Можно оба взять из одной книги. Доказательство может строиться «прямо» (Гринев – человек чести; он поступает так-то и так-то) и «от обратного» (Швабрин сделал то-то и то-то – он бесчестный человек). Аргументами выступают слова и поступки героя. Выпускник высказывает суть доказательства и подтверждает кратким указанием на эпизод, иногда с ОЧЕНЬ кратким пересказом, если это необходимо. Например, «Петруша Гринев всегда поступал по чести, не поступившись принципами даже перед угрозой смерти. Хотя ему и было страшно, но он не признал Пугачева государем ни перед виселицей, когда были казнены его сослуживцы, ни позже, когда самозванец пригласил его для беседы с глазу на глаз. А ведь тогда никто не узнал бы, что Петруша струсил, но честь – это собственный строгий судья. Она не позволила юноше отречься от убеждений.» Если доказательством служат слова и выпускник их точно помнит наизусть, можно использовать цитирование. Если точно цитату школьник не помнит, ее надо пересказать своими словами, не оформляя кавычками: «Отец дал герою завет честно служить тому, кому он присягнет». Каждый новый аргумент должен начинаться с красной строки. Два аргумента – два абзаца на основную часть, три аргумента – три абзаца. Иногда можно больше, но ни в коем случае не меньше. Последний абзац – это вывод. Если у выпускника плохо получаются выводы, то можно просто подытожить сказанное: «Итак, мы видим, что честь – одно из важнейших качеств личности человека, то, что не позволяет ему стать подлецом в любой ситуации». Можно добавить что-то жизнеутверждающее: «Я уверен, что качество это никогда не устареет и будет актуально в любом веке, пока человек будет оставаться человеком!» Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
Вы... |