Структура итогового сочинения...

       Итоговое сочинение представляет собой сочинение-рассуждение и строится по стандартному для этого жанра плану.

       В первом абзаце выпускник высказывает тезис, который может представлять собой перефразированную тему или, если тема сформулирована в виде вопроса, утверждение. Начать можно с процитированной или перефразированной формулировки темы. Многим нравится начало в форме риторического вопроса. Это придает работе живость и подчеркнуто личное звучание.

       Например, тема «Береги честь смолоду». Возможные начала:
       1. «Береги честь смолоду» - так испокон веку говорили в народе, напоминая о том, что честь – важнейшее качество, стержень человеческой личности и важно с юного возраста осознавать это.
       2. Народная мудрость советует нам беречь свою честь смолоду, чтобы не уронить свое человеческое достоинство, ведь речь идет об одном из важнейших личностных качеств человека.
       3. Не странно ли сейчас, в 21 веке, вспоминать старинную пословицу, если слово «честь№ того и гляди станет устаревшим, а в сети остряки публикуют шутки вроде такой: «В наше время про честь можно только прочесть»? Остроумно, но, мне кажется, все-таки неправильно.

       В основной части выпускник приводит 2-3 доказательства своей мысли (скажем, в нашем примере это могут быть доказательства того, что честь очень важна, без нее человек оказывается в ситуации нравственного вакуума, а значит, она не может устареть).

       Необходимо привести примеры из книг, так как сочинение все-таки по литературе. Один пример можно взять из какой-нибудь подходящей биографии, но если ничего такого в голову не приходит, то не надо придумывать, лучше взять то, что точно знаете: изученное на уроке произведение.

       Не оговорено, сколько произведений надо привлечь, но аргументов должно быть не менее двух. Можно оба взять из одной книги.

       Доказательство может строиться «прямо» (Гринев – человек чести; он поступает так-то и так-то) и «от обратного» (Швабрин сделал то-то и то-то – он бесчестный человек). 

       Аргументами выступают слова и поступки героя. Выпускник высказывает суть доказательства и подтверждает кратким указанием на эпизод, иногда с ОЧЕНЬ кратким пересказом, если это необходимо. Например, «Петруша Гринев всегда поступал по чести, не поступившись принципами даже перед угрозой смерти. Хотя ему и было страшно, но он не признал Пугачева государем ни перед виселицей, когда были казнены его сослуживцы, ни позже, когда самозванец пригласил его для беседы с глазу на глаз. А ведь тогда никто не узнал бы, что Петруша струсил, но честь – это собственный строгий судья. Она не позволила юноше отречься от убеждений.»

       Если доказательством служат слова и выпускник их точно помнит наизусть, можно использовать цитирование. Если точно цитату школьник не помнит, ее надо пересказать своими словами, не оформляя кавычками: «Отец дал герою завет честно служить тому, кому он присягнет».

       Каждый новый аргумент должен начинаться с красной строки. Два аргумента – два абзаца на основную часть, три аргумента – три абзаца. Иногда можно больше, но ни в коем случае не меньше.

       Последний абзац – это вывод. Если у выпускника плохо получаются выводы, то можно просто подытожить сказанное: «Итак, мы видим, что честь – одно из важнейших качеств личности человека, то, что не позволяет ему стать подлецом в любой ситуации». Можно добавить что-то жизнеутверждающее: «Я уверен, что качество это никогда не устареет и будет актуально в любом веке, пока человек будет оставаться человеком!»

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...