Направления и темы итогового сочинения...



       Новые «направления» для итогового сочинения позволяют воображению разыграться: что же за темы предложат на экзамене? Во всяком случае, выбрать себе по вкусу удастся почти наверняка.
       Каждая формулировка включает в себя два понятия, которые связаны по смыслу, иногда противоположны. Всего их пять, по числу тем: из каждого «направления» одна тема.

  • «Разум и чувство»
  • «Честь и бесчестие»
  • «Победа и поражение»
  • «Опыт и ошибки»
  • «Дружба и вражда»

       1. «Разум и чувства»
       Это направление может включать в себя различные темы, охватывающие такие явления, как разум (ум, мудрость и т.п.), эмоции (различные чувства, переживания, вообще или конкретные) и соотношение этих понятий. Например, можно представить себе такие темы: «Интеллект и мудрость», «Горе – от ума?», «Ум с сердцем не в ладу», «Кого можно назвать чувствительным человеком», «Что важнее – разум или чувства?» и т.п. Сочинение может касаться разума, конкретных чувств, эмоций в целом, внутреннего конфликта как следствия несогласия ума и чувства или же, напротив, гармоничного сочетания этих составляющих внутреннего мира человека.
       2. «Честь и бесчестие»
       В данном случае в формулировке мы встречаем противоположные понятия, так что тема наверняка будет допускать примеры как чести, так и бесчестия.
Конечно, первое, что приходит в голову, - это личная честь человека, его верность слову, личное достоинство и т.п. «Береги честь смолоду», «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего» (Ф.М. Достоевский), «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер), «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П. Чехов) – примеры тем, раскрывающие понятие чести с этой точки зрения.
       Можно еще говорить о чести страны или народа. «Защита Родины – дело чести» и т.п.
       3.  «Победы и поражения»
       Это направление включает в себя множество тем, при работе над которыми школьник должен осознать суть этих понятий. Например, явная победа может скрывать в себе некое поражение, если добыта она нечестным путём. Можно представить себе, например, такие темы: «Но поражения от победы ты сам не должен отличать», «Что такое нравственная победа», «Почему победа может обернуться поражением» и т.п.
       4. «Опыт и ошибки»
       Здесь, по-видимому, следует рассуждать о том, что опыта без ошибок достичь невозможно. Также возможны темы, касающиеся только опыта (как его достичь? Чем он может быть полезен?) или только ошибок: цена ошибки, роковые ошибки и прочее. Наконец, опыт может предотвратить ошибку.
Темы могут быть такие: «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин), «Цена ошибки», «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость» (Л.Н. Толстой) и прочие.
       5. «Дружба и вражда»
       Направление предполагает темы, связанные с дружбой и враждой между людьми или народами, дружбе как прекрасному чувству или условиям появления дружбы между людьми.
       Может рассматриваться тема истинной дружбы или просто приятельских, но ни к чему не обязывающих отношений. Например, могут быть такие темы: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей» (А. Линкольн), «Дружба – величайшая человеческая ценность», «Друг - это одна душа, живущая в двух телах» (Аристотель).



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Войти...

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...