Список литературы для подготовки к итоговому сочинению...



       Предполагается, что итоговое сочинение проверяет читательскую и общую эрудицию выпускников, их обширные познания в области литературы. Однако не всегда школьники обладают этими достоинствами. А значит, есть смысл получить некоторые дополнительные знания в рамках подготовки к экзамену.
Главное правило: лучше знать досконально 5-6 произведений, чем абы как – 20-25. Из многих книг можно взять материал для сочинений по нескольким направлениям, но для этого надо свободно владеть материалом. Если вы не уверены в том, что правильно припомнили автора, произведение и фабулу, лучше об этом вообще не писать.
Использовать можно произведения как русской, так и зарубежной литературы. Однако не все школьники могут самостоятельно сделать качественный анализ, им предпочтительно опираться на книгу, которая разбиралась на уроке в школе.
«Разум и чувство»
       Это одна из основных проблем в эпоху классицизма. Так что подходит что угодно из литературы этого периода или несколько позже, когда все эти вопросы подвергались новому осмыслению.

  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (Лиза действовала по велению чувства, не думая о последствиях, а Эраст, напротив, растоптал любовь ради денег);
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (автор ставит все проблемы, связанные с умом: и какой бывает ум, и важен ли он для счастья, и почему может быть «ум с сердцем не в ладу», и проч.);
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, «кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…» и т.д.)
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой» (вроде как затопление острова необходимо, и кладбище снести надо, и листвень спилить, разумом тут возразить нечего…  А сердцем?);
  • В. Тендряков «Пара гнедых» (любовь к лошадям и необходимость выжить).

«Честь и бесчестие»

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (произведение прямо так и посвящено теме чести, так что подходит идеально);
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (можно взять образ Грушницкого, проанализировать его поступки, дуэль);
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (можно взять образ князя Андрея или Курагиных всех сразу);
  • В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (главная героиня Тамара Ивановна вступается за честь дочери, но также и за честь русского народа).

«Победа и поражение»
       Это направление может включать в себя темы как про победу, так и про поражение, а еще про то, как поражение становится победой, а победа – поражением. Так что все произведения про нравственное превосходство поверженного врага и т.п. – это то, что надо.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» («Чацкого роль – страдательная.… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров)).
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (Москву сдали, но люди не сдались и отвоевали победу);
  • Б. Васильев «В списках не значился» (Николай Плужников сражался с фашистами без надежды на победу и в конце концов вышел и был расстрелян; но разве это можно считать поражением?);
  • В. Шаламов «Шоковая терапия» (Петр Иванович, который «был врачом в большей степени, чем человеком» победил, разоблачил Мерзлякова – но победа ли это, и для кого?)

«Опыт и ошибки»

  • А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Борис Годунов расплачивается за убийство царевича Дмитрия, а с ним – и весь народ, все люди, которые «владыкою себе цареубийцу…нарекли»);
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (роковая ошибка Раскольникова, который думал, что убийство вредной и противной старухи пойдет всем на пользу и не ляжет пятном на его совесть);
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (мать ошиблась в Иудушке, но и его жизнь, бессмысленная и бесплодная, - роковая ошибка);
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров сумел осознать свою ошибку);
  • .А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (вся жизнь героя – большая ошибка: он не нашел ни счастья, ни радости);
  • А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (цена ошибки – человеческие жизни).

«Дружба и вражда»

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский);
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин);
  • И.А. Гончаров «Обломов» (Обломов и Штольц);
  • Дж. Боуэн «Уличный кот по имени Боб» (дружеские чувства к коту спасли молодого человека от наркомании).

       Привлекая материал, будьте осторожны с комментариями, особенно высказывая оценочные суждения об авторах и произведениях. Если столь долгое время писатель и его книги нравятся многим людям, наверное, они не так уж плохи, а неаргументированные негативные высказывания рискуют настроить против вас экзаменатора и быть расценены как этическая ошибка.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Войти...

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...