Аргументы к итоговому сочинению...



       Итоговое сочинение – это работа по литературе. В официальных документах, касающихся этого экзамена, сказано, что сочинение должно быть и надпредметным (то есть касаться различных сторон действительности, привлекать самый разный материал и показывать общую эрудицию выпускника), и в то же время «литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал» (сайт ФИПИ). То есть, другими словами, аргументы из литературных произведений обязательны, и они должны составлять основу рассуждения.
       Аргументировать можно как свою точку зрения в целом, так и отдельные части рассуждения, все ссылки на произведения будут учтены комиссией.
Однако не надо забывать, что речь идет именно об аргументах! Очень важно, чтобы выпускник не просто упомянул какое-то произведение (это НЕ аргумент!), а использовал его для доказательства своей точки зрения.
       Рассмотрим для примера тему из направления «Честь и бесчестие» - «Береги честь с молоду».
       Допустим, ученик решил в своей работе порассуждать о том, что честь – высшая ценность и что, утратив ее раз (в молодости: из недомыслия, излишней эмоциональности, по глупости, из-за дурных особенностей характера и т.п.), потом вернуть уже невозможно.
       Необходимо аргументировать первую мысль (честь – наивысшая ценность), вторую (потерянную честь не вернешь); можно также проиллюстрировать причины потери чести и пояснить на примере причины того, что бесчестному человеку трудно или невозможно вернуть утраченную честь. А можно, напротив, привести примеры того, как человек стремится «исправиться» и добивается своего. Это будет очень хорошая работа с богатой аргументацией.
       Работать надо примерно так. Необходимо высказать свою мысль: «Честь – основа нравственности человека, то, что не позволяет ему поступать подло, недостойно» и т.д. Затем подумать, в каком произведении какой-нибудь герой высказывает похожие мысли (или эти его взгляды можно понять по его поступкам). Допустим, выпускник выбрал князя Андрея Болконского в качестве героя, пример которого подтверждает его мысль. Можно рассказать о смелости и порядочности князя Андрея, привести в пример эпизоды или высказывания, можно просто дать общую характеристику образа, подчеркивая, что в основе мировоззрения персонажа лежит честь.
       Можно попытаться доказать свою мысль «от обратного» и привести в пример персонажа с противоположными взглядами – например, Швабрина. Опять же, можно привести в доказательство слова, эпизоды или характеристику образа с примерами.
       Далее высказываем следующую мысль: к утрате чести могут привести разные причины (придумать самому, а одну или две подтвердить примерами из литературы: трусость – Швабрин, глупость – Анатоль Курагин, эгоизм – Лужин и проч.)
       Печальны последствия утраты чести! Без внутреннего стержня, без чувства самоуважения человек катится по наклонной плоскости – опять пример. Допустим, Грушницкий. Согласившись на бесчестную дуэль, фактически убийство, он теряет всё.
       Приводя аргумент из литературного произведения, необходимо указывать его название и автора. А вот если вы забыли жанр, не пишите наобум (зачем вам фактическая ошибка?), можно употребить слова «произведение», «книга», «сочинение», «творение» и т.п.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Войти...

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...