«Человек и общество»: как написать итоговое сочинение по этому направлению

       К наименее внятно сформулированным можно отнести и направление «Человек и общество». Естественно, проблема эта абсолютно неисчерпаема, и комментарии не обнадеживают, что рассматриваться она будет лишь в каких-то определенных аспектах. Собственно, комментарии ФИПИ к этому «направлению» следующие: «Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека».

       То есть можно выделить несколько групп тем:

- влияние личности на социум;

- влияние социума на личность;

- гармоничные отношения личности и социума;

- противостояние личности и общества;

- человек и закон (мораль);

- личность как таковая.

       Попробуем представить себе, что за темы могут быть на экзамене и какие литературные произведения могут помочь аргументировать своё мнение.

       Первые две темы могут быть как в комплекте («Личность в истории» и т.п.), так и по отдельности («Кого можно назвать народным лидером?» или «Как общество участвует в формировании взглядов человека?») Самое главное – не спутать тему, предполагающую рассмотрение взаимного влияния, и тему, раскрывающую одностороннее воздействие. Из двух зол, уж лучше написать, что влияние человека на общество и общества на человека всегда взаимны.

       Например, вступление может быть такое: «Человек живет в обществе, а общество состоит из людей. А это значит, что ни личность не может быть свободна от социума, ни социум – независим от личностных особенностей входящих в него людей. Взаимопроникновение и взаимовлияние здесь неизбежны». После чего уточнить, о чем хочешь писать в ответ на вопрос темы.

       Произведения, которые могут помочь раскрыть эту тему, - это различные романы с широким освещением действительности: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Петр Первый» А. Н. Толстого. С очень большой натяжкой можно использовать и меньшие по объему, а потому не столь глобальные книги: «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «О дивный новый мир!» Хаксли.

       По поводу Хаксли и других антиутопий. В большинстве своем они подойдут к почти любой теме данного направления, так как как раз и рассматривают отношения личности и общества (государства), но, конечно, в специфическом аспекте. Напомним, антиутопия – это произведение, изображающее «будущее без будущего», такое, где общество (государство) убивает личность в людях. Происходит это по-разному, а сам жанр получил большую популярность в XX веке и сохраняет ее до сих пор.

       Поэтому сразу даем небольшой список произведений в жанре антиутопии или близкие к нему философские сказки, фантасмагории и т.п.

- Е. Замятин «Мы»

- Дж. Оруэлл «1984»

- О. Хаксли «О дивный новый мир!»

- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

 

       Близкие к антиутопиям произведения:

- У. Голдинг «Повелитель мух»

- А. Платонов «Котлован»

- Т. Толстая «Кысь»

- С. Лукьяненко «Прекрасное далёко» (цикл рассказов), «Геном»

- К. Исигуро «Не отпускай меня»

- Ю. Вознесенская «Кассандра, или Путешествие с макаронами» и «Сто дней до Потопа»

- Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

- Дж. Оруэлл «Скотный двор»

 

       Все эти произведения, а также «Дракон» и «Тень» Е. Шварца – прекрасные основы для рассуждений про личность и ее взаимоотношения с обществом. Желательно прочитать что-нибудь из антиутопий, в которых наиболее важен аспект отношений личности с тоталитарным обществом, и что-нибудь из второй группы, в которой произведения, рассматривающие в основном личность, которую пытаются уничтожить, низведя человека до уровня «номера».

       К темам, рассматривающим отношения личности и социума, можно тоже подобрать примеры из вышеперечисленных книг. Конечно, это будут примеры плохого, подавляющего воздействия государства на человека, но ведь и негативным примером можно подтвердить свою мысль и необходимости гармоничных отношений личности и социума: вот так, дескать, нехорошо, а хорошо по-другому.

       Отношения личности и морали, личности и закона – сложная тема. С одной стороны, и общественная мораль, и юридический закон ограничивают свободу человека. Но если свобода в том, чтобы творить что угодно, то ее неплохо ограничить. Можно вспомнить Ларру («Старуха Изергиль» М. Горького), Раскольникова («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского), Дарью Ивановну («Дочь Ивана, мать Ивана» В. Распутина).

       В какой-то степени эта тема рассматривается и у Лермонтова в «Герое нашего времени», и у Пушкина в «Евгении Онегине».

       Что касается вопросов о границах понятия «личность» и его соотнесения с понятием социума, то можно взять любое произведение, созданное писателем-реалистом, и рассмотреть героя на фоне общества. Но и тут антиутопия или произведение из списка книг, близких к антиутопиям, предпочтительнее, так как автор уже поставил в произведении те вопросы, которые мы собираемся обсуждать в рамках сочинения.

       Вывод, думается, может содержать мысли о том, что гармоничные отношения между человеком и обществом трудно построить, но к этому надо стремиться. А для этого различать личное и общественное и не допускать потери своего «я» ради слияния с социумом, так как хорошее общество – это группа личностей, а не безликая аморфная масса, готовая заполнять свой душевный вакуум любым содержимым, предложенным извне.

       Возможные темы по направлению:

- Что называют конфликтом между человеком и обществом?

- Может ли человек существовать вне общества?

- Может ли отдельная личность влиять на общество?

- Как общество влияет на человека?

- Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

- Что такое толерантность?

- Согласны ли Вы с тем, что великие люди часто бывают одинокими?

- Нужна ли общественная мораль?

- Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

- Какова, по Вашему мнению, роль личности в истории?

- Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

- Нужны ли обществу лидеры?

- Согласны ли Вы с мыслью, что современному обществу не хватает сильных личностей?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...