Сочинение по направлению «Равнодушие и отзывчивость»: как его написатьОдно из «направлений» тем итогового сочинения – это «Равнодушие и отзывчивость». Формулировка включает в себя два противоположных понятия, рассматривать которые предлагается в нравственном аспекте. Вот что сказано в документе: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь)» Направление довольно удобно для подготовки, так как понятия противоположны. Можно привести любой известный пример из литературы или кинематографа, будь то о равнодушии или об отзывчивости, аргументируя свое рассуждение прямо или от обратного. Вступление может включать в себя рассуждение о сути того понятия, которое входит в формулировку темы (или обоих понятий, если они оба туда входят). Можно дать собственное определение понятия или запомнить то, которое дано в словаре. Скажем, в словаре Ожегова слово «отзывчивый» толкуется так: «Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь». Соответственно, можно сказать, что отзывчивость – это способность легко отзываться на чужие нужды, готовность помочь. Желательно затем прокомментировать это определение, уточнив, что качество это предполагает бескорыстие и доброту. Здесь же необходимо и дать ответ на вопрос, имеющийся в формулировке темы. В основной части нужно аргументировать свой ответ, то есть подтвердить свою правоту с помощью отсылки к какому-либо литературному произведению. Подходящих книг много, можно выбирать. Например, отзывчивость проявляют такие персонажи: - Раскольников («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) бескорыстно и безо всяких просьб с их стороны помогает жене и детям Мармеладова похоронить погибшего, пытается спасти от любителя развлечений пьяную девушку и т.д. - Акимыч («Кукла» Е. Носова) хоронит изуродованную куклу и возмущается равнодушием людей, которые не проявляют заботы ни о детях, видящих такое безобразие, ни об окружающей природе (напротив, людей, проявивших безразличие, можно привести в пример, рассуждая о равнодушии) - Наташа Ростова («Война и мир» Л. Н. Толстого) распоряжается отдать подводы для раненых, и родные соглашаются с нею, хотя этот поступок делает неминуемым разорение семьи; - Лидия Михайловна («Уроки французского» В. Распутина) решается пойти на должностное преступление (игру с учеником на деньги) ради того, чтобы мальчик не так голодал; - лирический герой стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» жалеет упавшую лошадь и возвращает ей радость жизни. Равнодушие можно отметить у следующих персонажей: - Лужин («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) – абсолютный моральный инвалид; ему совершенно безразличны судьбы других людей, он не способен даже осознать, что его поведение безнравственно, так как он даже не думает о своих жертвах: о Соне, которую обвиняет в воровстве, о Дуне и ее матери, которым снимает комнату в нехорошем доме, и т.д.; - Фауст («Сцена из Фауста» А. С. Пушкина), который не думает ни о ком, замкнутый на своих проблемах, и приказывает утопить корабль с десятками людей просто от скуки; - Иудушка Головлев («Господа Головлевы» М. Е. Салтыков – Щедрин) считает себя высоконравственным человеком и не задумываясь ведет к гибели окружающих, не осознавая отвратительности своих действий; прозрение наступает слишком поздно; - невролог Петр Иванович («Шоковая терапия» В. Шаламова) из собственных амбиций разоблачает симулянта Мерзлякова, тем самым фактически обрекая его на смерть; - провизор из рассказа А. П. Чехова «В аптеке», который игнорировал больного посетителя, демонстрировал ему презрение, отказался выдать лекарство, когда у Свойкина не хватило нескольких копеек, что, возможно, стало причиной гибели человека. И так далее, список можно продолжать и продолжать. Можно в качестве аргументов привести один пример отзывчивого человека и один – равнодушного. Тогда можно эффектно сыграть на этой антитезе. В заключении можно дать моральную оценку этим явлениям, порассуждать, к чему может привести равнодушие (если это не было основной темой), выразить надежду на повышение отзывчивости людей. Темы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»:- Какого человека можно назвать «отзывчивым»? - Какого человека можно назвать «равнодушным»? - Чем опасно равнодушие? - Нужно ли учиться сочувствию? - Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость? - Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным? - Всегда ли нужно быть отзывчивым? - К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? - Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? - Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? - Можно ли научиться отзывчивости? - Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека? - Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». - Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»? - Как вы думаете, есть ли люди, недостойные сочувствия? - Что важнее: жалость или реальная помощь? Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
Вы... |