Сочинение по направлению «Равнодушие и отзывчивость»: как его написать

       Одно из «направлений» тем итогового сочинения – это «Равнодушие и отзывчивость». Формулировка включает в себя два противоположных понятия, рассматривать которые предлагается в нравственном аспекте. Вот что сказано в документе: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь)»

       Направление довольно удобно для подготовки, так как понятия противоположны. Можно привести любой известный пример из литературы или кинематографа, будь то о равнодушии или об отзывчивости, аргументируя свое рассуждение прямо или от обратного.

       Вступление может включать в себя рассуждение о сути того понятия, которое входит в формулировку темы (или обоих понятий, если они оба туда входят). Можно дать собственное определение понятия или запомнить то, которое дано в словаре. Скажем, в словаре Ожегова слово «отзывчивый» толкуется так: «Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь». Соответственно, можно сказать, что отзывчивость – это способность легко отзываться на чужие нужды, готовность помочь. Желательно затем прокомментировать это определение, уточнив, что качество это предполагает бескорыстие и доброту. Здесь же необходимо и дать ответ на вопрос, имеющийся в формулировке темы.

       В основной части нужно аргументировать свой ответ, то есть подтвердить свою правоту с помощью отсылки к какому-либо литературному произведению. Подходящих книг много, можно выбирать.

       Например, отзывчивость проявляют такие персонажи:

- Раскольников («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) бескорыстно и безо всяких просьб с их стороны помогает жене и детям Мармеладова похоронить погибшего, пытается спасти от любителя развлечений пьяную девушку и т.д.

Акимыч («Кукла» Е. Носова) хоронит изуродованную куклу и возмущается равнодушием людей, которые не проявляют заботы ни о детях, видящих такое безобразие, ни об окружающей природе (напротив, людей, проявивших безразличие, можно привести в пример, рассуждая о равнодушии)

Наташа Ростова («Война и мир» Л. Н. Толстого) распоряжается отдать подводы для раненых, и родные соглашаются с нею, хотя этот поступок делает неминуемым разорение семьи;

Лидия Михайловна («Уроки французского» В. Распутина) решается пойти на должностное преступление (игру с учеником на деньги) ради того, чтобы мальчик не так голодал;

лирический герой стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» жалеет упавшую лошадь и возвращает ей радость жизни.

       Равнодушие можно отметить у следующих персонажей:

Лужин («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) – абсолютный моральный инвалид; ему совершенно безразличны судьбы других людей, он не способен даже осознать, что его поведение безнравственно, так как он даже не думает о своих жертвах: о Соне, которую обвиняет в воровстве, о Дуне и ее матери, которым снимает комнату в нехорошем доме, и т.д.;

Фауст («Сцена из Фауста» А. С. Пушкина), который не думает ни о ком, замкнутый на своих проблемах, и приказывает утопить корабль с десятками людей просто от скуки;

Иудушка Головлев («Господа Головлевы» М. Е. Салтыков – Щедрин) считает себя высоконравственным человеком и не задумываясь ведет к гибели окружающих, не осознавая отвратительности своих действий; прозрение наступает слишком поздно;

невролог Петр Иванович («Шоковая терапия» В. Шаламова) из собственных амбиций разоблачает симулянта Мерзлякова, тем самым фактически обрекая его на смерть;

провизор из рассказа А. П. Чехова «В аптеке», который игнорировал больного посетителя, демонстрировал ему презрение, отказался выдать лекарство, когда у Свойкина не хватило нескольких копеек, что, возможно, стало причиной гибели человека.

       И так далее, список можно продолжать и продолжать.

       Можно в качестве аргументов привести один пример отзывчивого человека и один – равнодушного. Тогда можно эффектно сыграть на этой антитезе.

       В заключении можно дать моральную оценку этим явлениям, порассуждать, к чему может привести равнодушие (если это не было основной темой), выразить надежду на повышение отзывчивости людей.

       Темы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»:

Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

Какого человека можно назвать «равнодушным»?

Чем опасно равнодушие?

Нужно ли учиться сочувствию?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Можно ли научиться отзывчивости?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Как вы думаете, есть ли люди, недостойные сочувствия?

Что важнее: жалость или реальная помощь?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...