Сочинение по направлению «Цели и средства»: как его написать и где брать аргументы

       Наверное, это направление ближе всего к тому, что ребятам приходится писать в школе на морально-этическую тему. Оно соотносится напрямую и с некоторыми произведениями, изученными в 10 – 11 классах.

       ФИПИ в своем комментарии поясняет, что «понятия данного направления … позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человек». Методисты задают и тон всему рассуждению на данную тему: «Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали».

       То есть от выпускника ждут рассуждения о том, какие цели можно считать достойными, а какие – нет, а также опровержения знаменитого высказывания первого иезуита Игнатия де Лойолы «Цель оправдывает средства» (впрочем, иногда этот афоризм приписывают средневековому писателю-политологу Николо Макиавелли).

       Конечно, первое произведение, которое приходит в голову, - это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Великий писатель рассуждает на тему целей и средств, когда пишет о главном герое. Раскольников совершает свое преступления ради того, чтобы помочь сестре и матери, а также убедиться, что он великий человек. Великим же человеком ему необходимо быть для того, чтобы творить добро. И ему кажется, что если на пути великого человека к светлому будущему человечества стоит «мерзкая старушонка», то ее надо просто устранить. Позже писатель показывает, что персонаж приписывает себе высокую цель взамен более низменной, причем Раскольников и сам это осознает («я для себя одного убил»). Но и в том, и в другом случае писатель твердо уверен, что нет такой цели, ради которой один человек может убить другого, каким бы несимпатичным этот другой ни был.

       Тема сочинения может быть связана с соотношением цели и средств («Как вы понимаете выражение «идти по головам»?», «Оправдывает ли высокая цель любые средства?» и т.п.) или только с понятием цели («Что такое цель жизни?», «Как найти достойную цель жизни?»)

       В первом случае во вступлении можно сказать о значении цели в жизни человека. В основной части рассуждать о том, как этой цели достичь. В качестве примеров, кроме уже упоминавшегося Раскольникова, можно привести Наполеона из «Войны и мира», Германна («Пиковая дама» А.С. Пушкина), провокатора Шестакова («Сгущенное молоко» В. Шаламова). Если хочется чего-то не столь однозначного, то можно проанализировать повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», порассуждать о том, кто прав в большей степени: Тамара Ивановна или ее сын и его понимание борьбы за родной язык как борьбы за душу народа. В заключении, несомненно, надо сделать вывод о том, что дурные средства не могут привести к хорошей цели, однако связать это с темой, ее конкретной формулировкой.

       Во втором случае тоже лучше немного порассуждать о средствах для достижения цели, но все же сосредоточиться надо на раскрытии понятия цели, объяснить, чем цель жизни отличается от сиюминутного желания, о том, что на пути к главной цели приходится иногда жертвовать более мелкими (решившись, например, стать чемпионом в каком-то виде спорта, человеку приходится иногда отказаться от намерения съездить на море, потому что на это же время приходятся какие-нибудь важные соревнования). Возможно, стоит написать о том, что является высокой целью жизни (принести пользу людям, совершить открытие, стать хорошим профессионалом или главой большой и дружной семьи и т.п.) в противовес низменным, преступным или нелепым (получить богатство любой ценой, стать властелином мира, купить шинель). В качестве аргументов подойдут Чичиков («Мертвые души» Н. В. Гоголя), Наполеон («Война и мир» Л. Н. Толстого), снова Раскольников («Преступление и наказание» Ф, М, Достоевского), Акакий Акакиевич («Шинель» Н.В. Гоголя), герои романа Е. Замятина «Мы» (Хранители, Благодетель), Тень («Тень» Е. Шварца). Примеры достойных целей: «Два капитана» В. Каверина, «В списках не значился» Б. Васильева и т.п. «Ошибочная цель» - профессор Преображенский («Собачье сердце» М. А. Булгакова). В качестве вступления можно сказать несколько слов о том, что без цели невозможно ничего делать, так как тогда нет понятия движения: ведь неясно, к чему ты стремишься (как ребенок, который рисует то, что получится). В основной части порассуждать о достойных и недостойных целях. Сделать заключение, например, о вашей собственной цели в жизни.

Возможные темы

- Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

- Правда ли, что цель оправдывает средства?

- Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

- «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»? (Э. По)

- Чем опасна бесцельная жизнь?

- Как вы понимаете слова «великая цель»?

- Как вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского: «Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище…»?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...