Сочинение на тему «Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап...» (Вариант 34, ОГЭ-2021, Цыбулько)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного  лингвиста И.Б. Голуб: « Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок».

Известный лингвист И.Б. Голуб  считает, что, чтобы изобразить чувства и эмоции в художественной речи, нужно использовать экспрессивные средства. Убедимся в этом на примерах  из приведенного текста.

Например, в предложении №3 автор, чтобы показать негативное, третирующее отношение к мальчику Иленьке Грапу,  использует определение «презренное», являющееся уничижительным эпитетом «презренное существо, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать». То есть подростки не считали мальчика за человека.

Предложения № 33-34 содержат риторические вопросы героя-рассказчика, он поражается своему равнодушию, что он, как и остальные члены их компании, не проявил чуткости и сострадания по отношению к рыдающему подростку и не находит причину его бездействия в той ситуации. Рассказчика мучают угрызения совести, ему неловко и стыдно.

Таким образом, можно утверждать, что экспрессивные средства, помогают более подробно и образно изобразить чувства и эмоции своих персонажей.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда делось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?»

Смысл приведенного фрагмента я понимаю так: иногда человек боится показать свои истинные чувства или высказать свое иное мнение при других людях, чтобы не быть отвергнутым ими. Трудно противостоять мнению общества, человек в любой момент может стать изгоем.

В тексте Л.Н. Толстого подросток Иленька Грап изображен высоким, худым, бледным. Мальчик был еще и слаб физически, поэтому он испытывал издевательства и унижения сверстников. Они его даже за человека не считали, сам рассказчик называл Иленьку «презренным существом» (предложение 3).

Ребята жестоко поступили с Иленькой, насильно поставив его на голову. Рассказчик все это видел, но смалодушничал и не стал вмешиваться в происходящее. В предложениях № 18-20 описывается боль, обида и отчаяние Иленьки, а также молчаливое равнодушие улыбающихся ровесников, так жестоко унизивших мальчика.

Герой-рассказчик – обычно милосердный и сострадательный человек – не подошел к рыдающему подростку и не утешил его, так как боялся уронить свой авторитет перед компанией, показав истинные душевные чувства.

 

9.3 Как вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ?

 

Жестокость – это проявление агрессии и злобы, которые лежат в основе многих безнравственных поступков и страшных преступлений. Особенно часто случаи проявления жестокости возникают в подростковой среде. Потому что многие подростковые лидеры  стараются  возвыситься перед сверстниками за счет унижения другого человека, более слабого и беззащитного.

В приведенном тексте Л.Н. Толстого таким  героем является тринадцатилетний подросток Иленька  Грап.  Это слабый, стеснительный, легкоранимый  мальчик. Он испытывает унижения и тиранию со стороны компании сверстников, особенно со стороны их лидера Сережи. Сам герой-рассказчик тоже своим пассивным, равнодушным отношением к происходящему способствовал продолжению  тирании подростка.

Аналогичная ситуация описана в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Главный персонаж повести Акакий Акакиевич Башмачкин  - неприметный, безобидный чиновник низшего ранга. Он исправно выполняет и даже любит свою рутинную работу, переписывая множество различных документов. Коллеги чиновника насмехаются над ним, а  Башмачкин все это безропотно терпит.

 

Зачастую люди, будучи самоуверенными или, наоборот, не слишком уверенными в себе, бывают жестокими, желая лишний раз самоутвердиться, они унижают тех, кто слабее, и не может противостоять этому. Но в любом обществе никогда не должна быть оправдана человеческая жестокость.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...