Сочинение на тему «У птиц и у зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнёздышки прямо на земле...» (Вариант 29, ОГЭ-2021, Цыбулько)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «В письменном отражении разговорной речи наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. Богатство интонации восполняет отсутствие союзов».

Современный лингвист И.Б. Голуб утверждает, что при письменной передаче разговорной речи авторы наиболее часто употребляют бессоюзные сложные предложения, так как интонацией можно наиболее точно передать смысл содержания, эмоции, чувства и характеристику героев. При этом правильно подобранная интонация может заменить союзы.

Убедиться в этом можно на примерах приведенного текста М.М. Пришвина.

Предложение № 14 является бессоюзным сложным предложением. Оно состоит из 2 частей, являющихся простыми, осложненными однородными сказуемыми предложениями, разделяемыми точкой с запятой. Грамматическая основа первой части – «мы расстались, нашли, дали», второй – «они ели, глотали, пищали». Чтобы интонационно правильно прочесть всю фразу, достаточно обратить внимание на знак препинания между частями фразы и понизить перед ним тон. Здесь не обязательно употребление союза.

 

В бессоюзном сложном предложении №31 имеется 2 части, основы которых «пришлось ждать» и «родители встретили». Между частями стоит двоеточие, так как во второй части указывается причина того, что происходит в первой. При чтении этой фразы нужно выдержать небольшую паузу, не понижая тона.

 

Бессоюзные сложные предложения богаты различными интонационными оттенками, поэтому многие авторы их используют в своих произведениях.

 

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков».

Смысл финала текста я понимаю следующим образом: главные герои произведения М.М. Пришвина сознательно отнеслись к природе. Они помогли воссоединиться семье гаечек. Благодаря правильности их действий, взрослые птицы нашли своих птенцов.

 

Свалив сухую, трухлявую березу, охотники увидели в одном из кусков разлетевшегося ствола дупло с гнездом гаечек-синичек, в котором находились беззащитные, совсем еще голые птенцы. Герои не остались равнодушными к ним. Они покормили птенцов, извинились перед их родителями (предложение № 16) и делали все возможное, чтобы птицы увидели свое потомство, но те лишь тревожно порхали, не обращая внимания на лежащее на земле гнездо.

Догадавшись о причине такого поведения (предложение 27), охотники нашли выход из положения, поставили кусок ствола с гнездом в дупле на нужную высоту, и встреча «счастливых родителей» с птенчиками произошла.

Этот текст Михаила Пришвина учит читателей быть ответственными за свои поступки, за поведение на природе. Человек должен бережно и заботливо относиться ко всему живому на планете и осознавать возможные последствия своих деяний.

9.3  Как вы понимаете значение слова СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

Сознательность – это ответственное отношение человека к окружающему миру. Сознательный человек заботится о людях, о природе; ему не безразличны вопросы, касающиеся состояния экологии и проблем общества.

Главные герои текста М, Пришвина – охотники. Они случайно уронили наземь гнездо гаечки с птенцами, и родители потеряли свое потомство. Птицы не увидели на дереве гнездо и были этим очень встревожены. Охотники не могли оставить беспомощных птенцов на погибель и постарались исправить свою ошибку, применив свои любознательность и смекалку. Герои Пришвина – сознательные и гуманные люди.

Сибирский писатель В.П. Астафьев в своих произведениях тоже поднимал тему человека и природы. Герой его повести «Царь-рыба» Игнатьич относится к природе безответственно, наносит ей много вреда. В деревне он считается заядлым рыбаком, но, будучи жадным, занимается браконьерством и губит много рыбы.

Но однажды на рыбалке из-за своей жадности он едва не поплатился жизнью. Огромная рыбина едва его не утопила. Находясь на волоске от смерти, герой вспоминает свою юношескую любовь и то, как он некрасиво обошелся с девушкой. Раскаявшись, он просит прощение, и только тогда его отпускает рыбина.

 

 

Таким образом, автор дает понять, что природа великая и могучая и что человек - всего лишь ее часть. Нужно вести себя сознательно по отношению к природе, ценить и беречь ее.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...