Сочинение на тему «Одиннадцать дней назад к нам вошёл наш директор и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом...» (Вариант 26, ОГЭ-2021, Цыбулько)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей».

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания, их группы, функции.

Современный лингвист Н.С. Валгина, говорит, что в художественном тексте пунктуация играет огромную роль: с помощью знаков препинания можно передать все тонкости и оттенки смысла и интонации. И это, действительно так, потому что знаки препинания выполняют интонационно-экспрессивную и смыслоразличительную функции.

В предложениях № 6-7 автор использует 3 многоточия внутри прямой речи, желая передать затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, а также придать многозначность сказанному. Герой нашел выход из ситуации, придумал, как помочь своему лучшему другу Тимоше. Восклицательные знаки в конце прямой речи, указывают на то, что фразы произносятся с повышенной интонацией и являются экспрессивно окрашенными: рассказчик обрадовался осенившей его идее написания диктовки.

В неполных предложениях № 8-11 ставится тире между подлежащим и сказуемым, оно используется вместо пропущенных связок. Коротко и точно герой делится с товарищами новым способом написания диктанта, перечисляя значение сигналов.

Таким образом, пунктуационные правила помогают лучше понять смысл сказанного собеседником, а также его чувства и эмоции.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 30 текста: «Я без устали передавал свои сигналы товарищам».

Смысл предложения № 30 я понимаю так: рассказчик искренне хотел помочь одноклассникам написать диктовку без пунктуационных ошибок, и он очень старался, подавая сигналы.

Изначально мальчик хочет выручить своего друга Тимошу Макарова, потому что тот много пропустил по болезни и очень боялся диктанта. Он знакомит друга со значением сигналов, которые будет подавать посредством веревки, привязанной к  их ногам (предложения 8-11). Но о новом способе расстановки знаков препинания в диктанте узнают все ученики класса и решают им воспользоваться.

Надеясь на сигналы товарища, подростки даже не задумывались над  постановкой знаков препинания, поэтому у некоторых учеников они даже оказались в середине слов (предложение 39). Конечно, произошли большая неприятность и конфуз, и рассказчика вместо благодарности одноклассники побили.

Поэтому, важно сделать вывод, что, желая кому-либо помочь, нужно знать, что эта помощь, действительно, необходима и что она не навредит людям.

9.3 Как вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА?

Взаимовыручка – это обоюдная помощь. В основе ее лежит искреннее безвозмездное желание помочь, выручить из беды, поддержать в трудную минуту. Но бывают ситуации, когда помощь не уместна, или она является медвежьей услугой.

В тексте К.И. Чуковского описывается случай, когда взаимовыручка привела к отрицательному результату, то есть, наоборот, навредила. Рассказчик, успевающий ученик в классе, он придумывает способ написания диктанта без пунктуационных ошибок с помощью особых сигналов веревочной «телефонной сети». Но он не учитывает, что ребята все пишут в разном темпе, и его сигналы привели к тому, что они ставили запятые, восклицательные, вопросительные знаки куда попало, даже в середине слов. Проверять они не стали, будучи уверены в правильности своих работ.

В результате одноклассники получили плохие оценки и за это избили главного героя вместо благодарности.

В своем произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандер тоже описывает аналогичный эпизод из школьной жизни. Его герой не решил задачу и очень боялся, что учитель его вызовет к доске объяснить ее решение. Поэтому он обманывает медсестру, и она приходит к ним на урок математики, а не в другой класс, чтобы делать прививки от тифа. Пытаясь оправдать свое поведение, он доволен, что спас заодно и неподготовленного ученика. Но, на самом деле, его никто не просил этого делать, да и ребятам не всем хотелось делать прививку. Их мудрый учитель Харлампий Диогенович, насмешек которого они так боялись, догадавшись обо всем, назвал поступок главного героя «тринадцатым подвигом Геракла».

 

Таким образом, в жизни иногда бывают и такие случаи, когда взаимовыручка, действительно, совсем некстати.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...