Сочинение на тему «Проезжая на днях возле Меринова, мы завернули к Ивану Яковлевичу чайку попить и кстати узнать, благополучно ли теперь поживает друг наш Филат Антонович..» (Варинат 19, ОГЭ-2021, Цыбулько)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданы в художественных произведениях».

Знаменитый лингвист И.Б. Голуб утверждает, что художественному стилю позволительны отступления от языковых норм, поскольку в литературном тексте различные ошибки превращаются в средства, характеризующие персонажей более выразительно и колоритно.

В разговоре мы в основном применяем короткие конструкции, и в приведенном фрагменте их довольно много. Например,  неполные предложения М. Пришвин использует при характеристике внешности командира отряда партизан: «рост – колокольня, плечи – косая сажень, сапоги – американские, рыжие, на крючках». Разумеется, это нарушение грамматических норм, однако оно вполне приемлемо в разговорной речи.

А лексический повтор в предложении № 36 нужен для того, чтобы передать охватившее Авдотью Павловну волнение и потрясение. Она взволнована из-за сапог начальника, которые испортил заяц, можно сказать даже, что обескуражена. Ей очень неловко.

Таким образом, можно утверждать, что лингвист И.Б. Голуб права: для художественных произведений отклонения от языковых норм и правил можно оправдать тем, что писателям в своих книгах нужно создать реалистичных, «живых» персонажей.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 49: «И чуть бы еще, но партизан опустил ружье».

Смысл приведенного предложения заключается в том, что начальник партизан в последний момент проявил милосердие к ручному зайцу, который съел его сапоги, тем самым сильно его разозлив. Он не смог выстрелить в беззащитное животное.

В предложениях № 10-11старик Иван Яковлевич поведал гостям о ручном зайце-русаке, которого приручил еще совсем зайчонком. Впрочем, он хотел Руську вырастить поначалу на мясо и зарезать по осени, но не смог – стало жалко животное. Он был душевным человеком, и не мог убить прирученного им же зайца.

Начальник партизан Филат Антонович, который сам был охотником, лишился из-за зайца сапог. Он обозвал Руську вредной тварью, однако пристрелить не смог, так как заметил очевидное - сходство между животным и человеком.  Об этом говорится в предложении № 51.  В этот момент Филат Антонович понимает, что убивать, кого бы то ни было – это безнравственно и бесчеловечно, и что он больше не сможет охотиться.

Человечность партизана спасла ручного зайца, который лишил его обуви.  А сам Филат Антонович навсегда отказался от своего привычного увлечения, опустив дробовик. Этот поступок характеризует его как достойную уважения личность.

9.3 Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Человечность – это гуманное отношение к окружающим. Если человек наделен этим качеством, он проявляет его в любом поступке, независимо от обстоятельств. Человечность – это милосердное отношение ко всем живым существам.

Например, начальник партизан Филат Антонович был всю жизнь охотником, но не смог пристрелить ручного зайца, хотя и жил за счет этого. Что ему помешало так поступить в этот раз? Он задумался о том, что вот, он сегодня убьет этого зайца, а на следующий день – уже его, как зайца. И эта мысль вносит внезапную перемену в сознание Филата. Он понимает, что после этого уже не сможет больше быть охотником, и это является примером проявления человечности.

Наверное, каждый человек помнит сделанное для него добро, проявленную по отношению к нему человечность. Так и донской казак  Емельян Пугачев, персонаж повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», знаменитая историческая личность, помня добрые поступки Петра Гринева, помогает ему, не задумываясь, и даже больше, чем равнодушный генерал.

 

Исходя из примеров, можно сделать вывод, что человечность проявляется в достойных и благородных деяниях, поступках, и для этого вовсе не нужно быть героем или знаменитостью.  Любой человек может творить добро и быть человечным, стоит этого захотеть.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...