Сочинение на тему: «По-весеннему радостно звучало тихое птичье щебетанье» (ВАРИАНТ 34)

       15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя: «Наша грамматическая система предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли».

       Как утверждает Д.Э.Розенталь, грамматика русского языка «предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли». Обилие морфологических форм и свободный синтаксис помогают автору донести мысль разными способами. 

       Приведём примеры. При упоминании комбата 3 раза использованы слова с корнем сп-: спящими (предложение №4), заспанный (предложение №12), спать (предложение № 15). Глагол спать и образованные от него причастия призваны подчеркнуть, что Витька не проследил за выполнением приказа не от разгильдяйства и лени. Комбат, как и другие бойцы, накануне покинул передовую очень усталым и отсыпался в штабе.

       Интересно сравнить с точки зрения порядка слов фрагменты предложений №22 и №23. В первом случае рассказчик констатирует факт своей вины («Я один был во всём виноват»). Во втором случае из-за обратного порядка слов логическое ударение падает на подлежащее «я» («виноват был я»). Тем самым подчёркивается несправедливо суровое отношение подполковника к комбату.

       Благодаря богатству грамматики русского языка писатели могут реализовать свой замысел в различных формах.

 

       15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: « - Плана нет. - со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо. - И боевого обеспечения тоже. Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю».

       Заключительные слова отрывка говорят о том, что Витька берёт всю ответственность за плохую организацию работы штаба на себя: «Я за это отвечаю». Он не перекладывает вину на других, хотя приказ отдал и был уверен, что подчинённые его выполнят.

       Приведём примеры из текста, чтобы доказать эту мысль. В отсутствии сторожевых постов и плана виноват начальник штаба, который забыл о распоряжении комбата (предложение 20). 

       Витька не оправдывается перед подполковником не только потому, что тот не терпит пререканий (предложение 22). Он никогда не подставит товарища и всегда готов сам понести наказание (предложение 23).

       Комбат отвечает подполковнику прямо, не пытаясь себя обелить. Он понимает, что за невыполнение подчинёнными заданий отвечает командир.

 

       15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое совесть?»

       Совесть - это своеобразный внутренний барометр, который подсказывает совершать правильные, справедливые поступки. Честный человек действует по совести, даже если это приведёт к неприятным для него последствиям.

       Приведу аргумент из текста. Комбат не привык увиливать от ответственности, он «без обиняков» признаёт свою вину. Он не подставляет начальника штаба, хотя мог бы разделить наказание с ним.

       О муках совести повествует В. Железников в повести «Чучело». Дима Сомов ведёт себя малодушно, не признаётся в предательстве одноклассников. Лена Бессольцева берёт вину на себя и становится изгоем.

       Таким образом, поступать по справедливости бывает непросто, но зато жить с чистой совестью легче. Груз на совести может давить всю жизнь.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...