Сочинение на тему: «В школе под названием «Республика ШКИД» одновременно с новичком Пантелеевым появилась дряхлая старуха…» (ВАРИАНТ 35)

       15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дмитрия Николаевича Шмелёва: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».

       Чтобы выразить свои мысли, люди используют не всегда однозначные слова. В русском языке существуют слова, которые имеет несколько значений. Эти слова иногда помогают более точнее довести мысль или повлиять на собеседника. Таких слов немало. Умение правильно пользоваться неоднозначными словами делают речь более яркой, а человека более интересным.    

       В данном отрывке из произведения «Республика ШКИД» встречается слово, которое Л. Пантелеев использовал в переносном значении – «груда аппетитных лепёшек на блюде таяла»(11). Здесь слово «таять» помогает представить, с какой быстротой еда исчезает из тарелки слепой старушки. Обычно это слово употребляется по отношению к предметам, которые быстро переходят из одного состояния в другое. Автор с помощью слова с переносным значением хотел подчеркнуть острый голод, который чувствуют сироты, их постоянное желание съесть хоть что-нибудь. Благодаря этому описанию сцена кражи лепёшек получилась эмоциональной, читатель чувствует не только гнев за обиженную старушку, но и жалость к детям, которые просто хотели полакомиться вкуснятиной. Возмущение героя поступком своих товарищей автор выразил описанием его губ, которые «у него запрыгали» (20).

       Употребление многозначных слов развивают язык, обогащают речь людей и делают литературные произведения очень интересными.

       В русском языке встречается много таких слов, и они часто используются в литературе в качестве эффективного способа для придания произведениям экспрессивности и выразительности. 

 

       15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 47-49 текста: « - Знаешь, Лёнька, ты – молодец, - проговорил Японец, краснея и шмыгая носом. – Прости нас, пожалуйста. Это я не только от себя, я от всего класса говорю».

       «Республика ШКИД» рассказывает о жизни в детской колонии, в которой собрались не самые воспитанные и примерные - дети там не ангелы. Времена были суровые, естественно, все пороки общества в такие периоды больше всех отражаются в судьбах самых уязвимых представителей общества – детей. До появления в колонии многие из мальчишек занимались воровством, но они сохранили в себе такие положительные качества, как сопереживание и справедливость. 

       Среди этих ребят автор выделяет Лёньку – он был самым честным. Он не терпел хамства и считал непорядочно отбирать еду у слепого человека: «Скажите – герои какие: на старуху напали!» (21). За эти слова товарищи его насильно накормили ворованными лепёшками, а затем избили. Мальчик пострадал ещё от директора, который принял его за воришку. Пантелеев оказался не только честным, а также верным и порядочным человеком. Своих обидчиков он не сдал директору. 

       Стойкость юного героя принесла ему признание других ребят. Их предводитель Японец пристыдил товарищей: «Всё-таки, ребята, это хамство…» (40). Он был готов пойти к директору и рассказать правду, хотя другие его не поддержали. Поступок Леньки взбудоражил коллектив, ребята оценили его положительно.    

       Пантелеева выпустили, и Японец извинился перед ним, так примирение состоялось (52). 

 

       15.3. Как Вы понимаете значение слова совесть?

       Совесть является определенным критерием оценки сущности человека. Наличие совести позволяет личности называться человеком. Совесть дает возможность оценивать свои слова и поступки, определять их правильность. 

       Если у человека есть совесть, то он не может совершать противоправные и аморальные поступки. Совесть не позволяет человеку заниматься воровством, лгать окружающим, проявлять хамство. Совесть – это моральный компас для человека. Совестливый человек положительно влияет на окружающих людей.

       В книге «Республика ШКИД» совестливый Пантелеев сначала своей частностью раздражал своих сверстников, у которых этот критерий ещё не сформировался должным образом. Поступок мальчика положительно влияет на детей. Позже они поняли, что Пантелеев настоящий друг и именно совесть не позволила ему выдать товарищей.

       Если ранее они не прислушивались к голосу совести, воровали лепёшки у слепого человека, то в будущем будут прислушиваться к разумным словам друга. В следующий раз они подумают о последствиях своих действий. Совесть формируется у человека постепенно, это помогает ему оценивать себя, свои слова и поступки. 

       К сожалению, не у каждого человека есть совесть. Некоторые люди полагают, что совесть сегодня не помогает жить, а лишь создает проблемы. Они даже считают, что в современном обществе совесть только вызывает дискомфорт в жизни. Поэтому они игнорируют свой внутренний голос, могут пройти мимо пожилого человека, который нуждается в помощи, соврать друзьям, не возвращать долг. Бессовестные люди приносят много вреда, но ещё более опасными являются безразличные люди. Именно с их молчаливого попустительства совершаются многие нехорошие дела. Совестливые люди не дают нам привыкать к злу, они побуждают нас исправлять свои ошибки.

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...