Сочинение на тему «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять» (ВАРИАНТ 9)

       В тексте Корнея Чуковского поднимается проблема чистоты языка. Автор ставит вопросы: «Можем ли мы влиять на развитие языка? Можем ли помешать появлению в нём мусорных, некрасивых слов и добиться повышения общей речевой культуры?» На примерах учёных древности писатель доказывает, что прежде это было невозможно. Он приводит, в частности, в пример слова Карамзина: «Слова входят в наш язык самовластно». Но затем Корней Иванович обращает внимание на то, что в современном мире существуют такие рычаги воздействия на массовое сознания, как радио и телевидение. Писатель считает, что с помощью этих рычагов можно влиять на язык в положительную сторону, добиться того, что у людей будет более грамотная, выразительная речь. Я отчасти согласен с писателем. Отчасти, потому что пока мы наблюдаем, что радио и телевидение скорее портят язык людей, нежели его улучшают. Во многих передачах мы сейчас слышим безграмотную речь с большим количеством ошибок, неправильно поставленными ударениями, нарушениями грамматических норм. Нередки грубые выражения, уголовный жаргон. Всё это приводит к тому, что неправильная модель языка закрепляется в сознании людей. Таким образом, телевидение не только не помогает сделать речь людей более грамотной, но, напротив, транслирует безграмотные образцы.

       Действительно, хотелось бы думать, что общество каким-либо способом может влиять на язык. Но точно ли это было бы хорошо? В разных антиутопиях (например, у Замятина в романе «Мы» или у Оруэлла в романе «1984» мы читаем о попытках тоталитарного государства воздействовать на сознание людей через язык. Некоторые слова табуируются, то есть запрещаются, некоторые заменяются какими-то непонятными сокращениями, аббревиатурами. Суть такого издевательства над языком в том, чтобы сделать мысли людей как можно менее развернутыми, ведь человек мыслит словами. Если он не сможет подобрать слов для какой-то мысли, значит и думать ее он не сможет. Поэтому чем более скуден и неинтересен язык человека, тем более скудны и пошлы его мысли. Напротив, богатый, красивый язык заставляет человека становиться лучше, словно бы соответствовать тому языку, которым он владеет.

       Такой пример мы встречаем в повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын главной героини Иван увлекается историей языка. Он чувствует, что в словах живёт история и что, потеряв язык, мы потеряем наше прошлое, нашу связь с нашими предками. А значит, мы станем слабым народом, который любой сможет подмять. Эти мысли приходят в голову юноше, когда он видит «беспредел», который творится вокруг. Приехавшие из других стран носители другой философии, другого отношения к жизни - кавказцы - чувствует себя хозяевами, считают себя вправе совершать преступления, думают, что всех запугают или купят. А русские люди боятся следовать своей культуре или не умеют этого. Утратив в какой-то мере свой язык, они утратили отчасти и связь с предками, а значит - связь с родной землей, лишились всей силы, которую могла бы она им дать.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы...

Ученик..
Молодой преподаватель..
Учитель со стажем...
Другой вариант...