«Что ни век, то век железный»,- поется в известной песне Никитиных. И даже если нам кажется, что когда-то все было лучше, а нам достались тяжелые времена, это едва ли правда. Всем и всегда было тяжело жить честно, а легко – жить подло. Вот и автор ставит в своем тексте вопрос о совести, о том, что только она единственный судья человека и единственный его воспитатель. В доказательство наш знаменитый писатель Д.Гранин приводит случай, который произошел на похоронах Михаила Зощенко. Автор приводит также собственные рассуждения о том, что такое совесть, в предложениях с 1 по 8, 35 и 36.
Автор уверен, что совесть – свойство личности человека, она не зависит от исторической обстановки и других внешних факторов. И я, конечно же, с ним согласен.
Сколько мы читали о периоде сталинских репрессий! Сколько знаем случаев, когда человек шел против совести, оправдываясь тем, что все поступают так же. И даже вовсе не под угрозой смерти многие решались на доносы, а просто потому, что все доносят и клевещут. Например, в рассказе В.Шаламова «Сгущенное молоко» приведен пример такого человека, провокатора, который, сам уже осужденный, подговаривал других заключенных бежать, а потом доносил на них лагерному начальству. Он за это получал тарелку супа или сигарету, а преданных им людей ждал расстрел или новый срок.
В рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки» говорится о «раскулаченных» людях, которые лишены прав и поэтому умирают от голода в привокзальном сквере. У них нет права работать, нет денег, нет пищи. И все привыкли и не обращают на них особого внимания: всем не поможешь! И только мальчик Володя пытается кого-то из них спасти да начальник станции, не выдержав суда совести, стреляется.
Совесть не зависит от того, удобно или неудобно ее проявлять. Жить по совести всегда неудобно и неприятно, но это зависит от человека.